Подождите
идет загрузка
Вступить в партию
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ

Леонид Грач: День независимости Украины - день великого горя.

24 августа 2018 14:04:53

Леонид Грач: День независимости Украины - день великого горя

Корреспондент сайта Ukraina.ru встретился с непосредственным участником событий 27-летней давности Леонидом Грачом, являвшимся до конца августа 1991 года первым секретарем Крымского республиканского комитета Компартии Украины, а так же депутатом Верховного Совета Крыма.

Общение с Леонидом Грачом состоялось в штабе партии «Коммунисты России» в Симферополе. С 2014 года он возглавляет ее крымское отделение. Светлые чистые кабинеты, приветливые сотрудники и уютная, почти домашняя обстановка с чаем и печеньем. Кабинет Леонида Ивановича выдержан в строгости и чистоте. Бюст Ленина и флаг партии на тумбе, над головой на стене картина «Ленин в Смольном». Первое, что бросается в глаза, — непривычное отсутствие техники. Обстановка кабинета как бы вне времени — чистый рабочий стол с блокнотом, часы, настольная лампа, лоток для бумаги и огромным количеством шариковых ручек. Главная и, видимо, традиционная деталь на столе — стакан в подстаканнике, зеленый чай с лимоном.

— Леонид Иванович, вы были активным участником событий 1991 года. Что происходило тогда в КПСС? Что привело к обособлению Украины, день независимости которой сегодня там празднуют?

— Я все увидел и услышал уже на майском пленуме ЦК КПСС в 1991 году, где Горбачев фактически подмял под себя партию. Ему не важны были никакие периоды истории партии, ни хорошие, ни плохие. Ему был важен разгульный и развальный Новоогаревский процесс, который он придумал. И зачем-то создание в этом процессе новой союзной конституции. Затем был июльский пленум ЦК КПСС. Стало очевидно, что Новоогарёвский процесс — это тупик, что ни одна республика, ни тем более Крым, Горбачеву уже не нужны. Пришло понимание, что нам нужно решать свою проблему самостоятельно. Она заключалась в том, что есть недовольство крымских татар и поднимающие голову украинские националисты.

20 января 1991 года мы провели референдум по восстановлению статуса Автономной республики Крым. А решение об этом было принято на сессии областного совета 12 ноября 1990 года, на которую даже примчался сам Кравчук, будучи тогда председателем Верховным совета УССР. А первый крымский секретарь Багров уже бегал под ним. Они вдвоем на меня давили и отговаривали от референдума. В итоге на этой сессии разразились споры, полез шовинизм, и я в заключительном слове внес предложение проголосовать за утверждение бюллетеня «За восстановление статуса автономии и против». И в этот момент Кравчук взял у меня бюллетень и своим женским каллиграфическими почерком к словам «за восстановление Крымской АССР» дописал «как субъекта нового союзного договора». Я уже плюнул на это — неважно чьим, главное быть субъектом. После референдума, на котором 93% проголосовали «за» случился переворот в Москве, а затем и акт о независимости Украины.

— Как относиться к тому, что произошло?

— Украинский референдум, который теперь называется референдумом о независимости… Но ведь там ничего подобного не было. Было другое: «Вы за то, чтобы Украина была в союзном договоре?» Вот что было. Это был обман. И случилось это 1 декабря 1991 года, а Акт о независимости — 24 августа. Кравчук в итоге победил. А Кучма, по большому счету, не политик. Он — маркер. Он в Ялте в свое время, когда начинал работать на «Южмаше», играл в карты возле бочек с сухим вином.

— Чего хотели люди, голосовавшие за независимость Украины?

— Хорошо знаю ментальность украинцев. У них есть такое выражение «моя хата с краю». Это первое. Никто же из обычных людей не понимал, что за счет того, что Россия советского периода прозябала, больше денег вкладывалось в союзные республики, в том числе и Украину. Они все считали, что так и останется, что деньги продолжат идти, а они будут кричать о независимости. Надо понимать, что все республиканские элиты без исключения, как потом оказалось, поняли, что надо хватать все, что можно ухватить. Кравчук на этом подъеме еще и президентом избрался.

Есть такое определение — «гумус». Это 5-7 см верхнего плодородного слоя почвы, ниже уже камни и прочее. Я считаю, что «гумус» общества — это до 10-15% граждан, которые соображают, а все остальные превращаются в толпу. И толпа идет туда, куда ее ведут.

В те годы, когда началась горбачевщина, шла антикоммунистическая кампания. Воспитывалось это все на уровне чувств. А тогда коммунизм и Советский Союз были тождественны. Вот и наделали беды, разрушили все. А ведь десоветизация — это отказ от матери, от отца, от того, за что воевал твой дед.

— А можно было избежать обмана «гумуса» украинского общества в 1991 году?

— Нельзя было избежать в те моменты, когда уже было все предано. Избежать можно было, если бы не пошли по линии ГКЧП. Потому она оказалась самой нереализованной. Сюда же 17 августа 1991 года на беседу приезжали члены ГКЧП, я помню наши разговоры с ними. Нужно было все-таки идти по пути смещения Горбачева. И мы на июльском пленуме такое решение приняли. В июле 1991 года приняли решение о проведении в сентябре съезда делегатов, чтобы рассмотреть кандидатуру Горбачева.

Но Горбачев — пройдоха тот еще. Он успел на предыдущем XXVI съезде поменять Устав, на что никто не обратил внимания. Он внес в Устав пункт о том, что генеральный секретарь избирается только на съезде, не на пленумах, как раньше. А помог ему это провернуть Владимир Ивашко, которого Горбачев заметил еще, когда тот был секретарем харьковского обкома по идеологии. Ему даже должность новую придумали — заместитель генерального секретаря. Позже Ивашко с Горбачевым разгромили Владимира Щербицкого, величайшего человека.

Когда в итоге мы решили, что согласно измененному Уставу в сентябре соберем съезд, тут и родилось у Горбачева самое страшное — идея создания ГКЧП. Он на это подбил высокопорядочных людей, один Пуго Борис Карлович чего стоит, он для меня святой человек. Горбачев спровоцировал тогда ГКЧП. Они его просили дать добро на управление страной, объявив о своей болезни. Он тянул с ответом, отсиживался в Крыму. Но запад руками Ельцина, Руцкого иЛебедя сделал свое дело. А народ — он толпа — громить, так громить, не думая.

— Чем же является день, который сегодня празднуют на Украине?

— Днем великого горя! Весь украинский народ оказался обманутым, нищим и заблудшим. Он втянут в противостояние, которое сегодня Порошенко и компания под руководством Америки строят против России. Украинцам придется рассчитываться за это по большому счету — не одним поколением, жизнью, мировоззрением. Национализм имеет пределы, после чего переходит в другие формы. То, что началось на Украине — разрушение могил, снос памятников, переименование улиц — это что? Это фашизм! Чем они отличаются от Прибалтики? Ничем. Украина уже перешла черту невозврата — из национализма в фашизм.

— Так они и стремятся туда, в еврозону.

— Еврозона — это самый настоящий обман. Украинцы никому там не нужны. Еврозона сама дышит на ладан. И она рухнет, беженцы в этом помогут. На Украине может измениться ситуация, не сразу, но может. Если в следующем году Порошенко и ему подобные проиграют на выборах. И если придут люди, которые понимают, что независимость — это, прежде всего, достоинство, достаток, культура.

— А кто это понимает сейчас в украинском политикуме?

- В Киеве — никто. Там только «говорящие головы». Плюс сложнейшая ситуация — прямо скажем, что Россия сегодня не в состоянии повлиять на выборы на Украине. Все кандидаты антироссийские. А своего, пророссийского так и не вырастили.

— Получается, что от того, что Россия не может повлиять на выборы на Украине, плохо, прежде всего, украинскому народу?

— Вот такой парадокс! Заметьте, идет перекос. Антироссийские настроения среди украинцев на высоком уровне, а в России народу — кому-то все равно, кто-то терпеливо ждет восстановления отношений. Тут надо руководству задуматься. Ведь проиграли тогда Украину Кучме. Получили Ющенко. Какие выводы сделали? Никаких. Сделали еще хуже — взяли Януковича. Ни Януковича, ни Юльку поддерживать нельзя было. Нужно было сохранить себя, тогда было бы мощное ядро. А сейчас просто нет политической силы.

Если Россия не подключит мощнейшие дипломатические и иные ресурсы, Украину ждет беда. И эта беда все больше и больше будет втягивать в себя Россию. Выхода нет. Как Россия договорится с Трампом, что пообещает за Украину? Но игра стоит свеч.

Украина.ру,

Мокей Русинов,

24.08.2018

мы в социальных сетях